Футбол завтрашнего дня. Почему ультрас останутся только в низших дивизионах

Любой успешный клуб современности сейчас отмежёвывается от самых ярых своих поклонников

Понятие «Ультрас Сюр» знакомо даже тем болельщикам, которые не изучают тему фанатства. Легендарное фанатское движение, образованное в конце семидесятых, прошло с «Реалом» Крым (ну, как минимум Одессу) и Рим. Ультрас сопровождали «бланкос» на все выезды, от раннних стадий Кубка Короля до финальных матчей Лиги Чемпионов, прославились на весь мир своими яркими акциями и безудержной поддержкой… а сейчас от них отказались. Вход на «Сантьяго Бернабеу» бравым ребятам запрещен с 2013-го года, за пределами стадиона ряды фанатов естественным образом редеют.

Ultras Sur мешали «Реалу» более-менее всегда. Достаточно вспомнить историю, когда они сорвали начало матча с дортмундской «Боруссией» в Лиге Чемпионов – игра началась с 75-минутным опозданием, а клуб получил штраф от УЕФА. Выезды моба тоже были далеки от мирных, взгляды – тем более: в составе «Ультрас Сюр» нормой были фашисты. В конце концов Пересу это надоело, и вход на стадион людям с символикой моба был закрыт. Команду поддерживают болельщики, которые подчиняются политике клуба – по слухам, они даже получают зарплату от Переса.

Не спешите насмехаться над «Реалом», дорогие болельщики «Барселоны». Ультрас «Барсы» выкурили с трибун еще раньше, и на это массу сил и времени потратил еще Жоан Лапорта. Boixos Nois, «сумасшедшие парни», оправдывали своё название и по праву считаются самой опасной фан-группировкой в Испании. Естественно, «Барсе» как клубу они очень мешали, и вход на «Камп Ноу» им закрыли. В Англии все ультрас и хулз вытеснены в пабы, так как любые правонарушения на стадионе повлекут за собой уголовное преследование. Да по сути, любой успешный клуб современности сейчас отмежёвывается от самых ярых своих поклонников.

Фанаты были нужны десятилетия назад, когда на футбол ходили как на бой. Не только Джордж Бест ломал ногу сопернику по дерби, но и люди на стадионе относились к команде как к футбольной армии города. Отсюда и побоища, и всевозможные оскорбления, и даже просто отношение к игре как к важнейшему делу жизни – футбольный символ города не имел права потерять лицо. На полях шла своя война (кстати, может, поэтому раньше футбол был жёстче?), а на трибунах и в специально оговоренных местах – своя. В европейском кино гораздо больше фильмов посвящено фанатам, чем собственно футболу – потому что их жизнь давно вышла за пределы просто поддержки команды.

Сейчас стадионы всё чаще посещают как достопримечательность. Гость Парижа может посетить Лувр, может – Эйфелеву башню, а может посмотреть на Ибрагимовича с Давидом Луизом. По-вашему, ему сильно интересны разборки парижских ультрас? В своё время они были очень суровы и жестоки – настоящие скинхеды, которым удавалось в ходе стычек с полицией даже брать пленных. Но в итоге «ПСЖ» дошёл до того, что при перестройке стадиона разобрал саму трибуну, на которой они собирались – а когда фанаты рассредоточились по другим, планомерно выкурили нарушителей. Это сложно, муторно, напряжно – но лучше постараться и избавиться от хулз, чем играть в мегаполисе на полупустом стадионе.

Футбол завтрашнего дня. Почему ультрас останутся только в низших дивизионах - изображение 2

«Болельщики не покупатели» – вывесили недавно фанаты на «Энфилде». Их беда в том, что большие клубы относятся к болельщицкой аудитории именно как к покупателям

Сейчас футбольный клуб – не просто обслуживающий персонал для 25 игроков первой команды, а большой бренд, который обязан иметь чистую репутацию, чтобы привлечь новых фанатов. Люди, устраивающие драки, становятся на этой репутации жирным пятном. И дело даже не в том, что они могут избить случайного обывателя (такого не бывает или почти не бывает) – а скорее в том, что светлый, чистый и великий клуб начинают ассоциировать с кем-то нежелательным.

«Светлый, чистый и великий» – это не о ком-то конкретно. Любой клуб в XXI веке изо всех сил пытается выглядеть именно так. Можно переадресовать вас к недавнему тексту о том, как имидж затмевает даже спортивные результаты. В отрыве от них работа на бренд огромна: каждый футболист обязан сниматься в имиджевых роликах, принимать участие в благотворительных акциях от имени клуба и т.д. Крайне нежелательно, когда действия даже футболиста идут вразрез с «политикой партии»: а уж когда клубу мешают непонятные бритоголовые парни с трибун, с ними будут бороться. Хоть 10 лет они болеют за клуб, хоть 50, хоть сто.

«Проблема» фанатов в том, что они имеют своё, очень часто не совпадающее с клубом мнение. Игрок может уйти к принципиальному сопернику, вернуться и наколотить хоть сотню голов – место в зале славы он получит, а прощение от фанов едва ли. Паоло Мальдини не стоит памятник у «Сан-Сиро» только потому, что в Италии не развита такая традиция, но ультрас «Милана» нашли свой повод его не любить. Про отношение к вектору развития клуба – доверию/недоверию воспитанникам, ставке на легионеров, трансферам игроков «неправильной» расы/национальности/клубной принадлежности – и говорить нечего.

По сути, фанаты ведут себя так, словно это их клуб и они вправе указывать, кому как себя вести. Однако это не так: их мнение уступает не то что мнению президента, а даже мнению обычных болельщиков (пусть и коллективно-бессознательному) – так как последних намного больше. «Стаж» и «преданность» – это не два коэффициента, на которые перемножается число людей за воротами; мнение сотни людей остаётся мнением сотни людей. И в других сферах подобный вопрос даже не поднимается – фанаты Клинта Иствуда с 40-летним стажем не указывают ему, как снимать кино и не срывают съёмки.

Футбол завтрашнего дня. Почему ультрас останутся только в низших дивизионах - изображение 4

«Роналду – легенда». Честные и справедливые слова… которых фаны «Ультрас Сюр» не написали бы никогда. Для них легендой может быть только один форвард «бланкос» – Хуанито

Фанаты – те, кто будут с командой всегда. Окажись она хоть в третьей лиге, хоть в любительском футболе, они будут поддерживать её и защищать её имя. Но современному клубу не нужна сотня таких романтиков – им нужнее сто миллионов «потребителей», от Канады до Таиланда. Яркий перфоманс на трибунах крайне желателен для эффектной картинки, но его можно обеспечить и без договорённостей с полукриминальными элементами. Стоит признать, «Реал» не жалуется на плохую поддержку – по сути, вместо неистовой группы поддержки клуб теперь сотрудничает с профессиональными пиарщиками и имиджмейкерами.

Во время военных событий в Украине украинские ультрас сыграли важную роль в сопротивлении террористам и провокаторам. Ребята, низкий вам поклон за этот подвиг! Если бы не вы, линия фронта могла бы пролегать гораздо западнее – и захлестнуть в том числе мой родной Северодонецк… Но это – когда трудно, когда вопрос жизни и смерти. В нормальной, некритичной ситуации ультрас: а) не очень клубу и нужны; б) сами, как правило, увлекаются грызнёй между собой и часто ему вредят.

Фанаты «Унион Берлин»: «Мы не хотим в Лигу чемпионов. Тогда нам придется сделать все места сидячими»

В современном футболе преданны только болельщики. Потому культура фанатства не исчезнет совсем. В низших дивизионах (и просто скромных клубах вроде «Эйбара») фанаты будут и останутся единственным капиталом, без которых клуб в кризисный момент умрёт. Более того, они даже сами создают футбольные клубы вроде «Юнайтед оф Манчестер», «АФК Уимблдон» и некоторых других, сознательно отказываясь от боления за более сильные клубы. Но на высшем уровне преданность не оценят – там таких «преданных» миллионы. Потому и исчезают с лица 80-тысячников настоящие фан-сектора.

Источник:  ua-football.com

Оставьте комментарий